Business Agility — с чего начать

25 Дек 2018

Ранее мы рассказывали про концепцию бизнес-гибкости (Введение в Business Agility). Чтобы внедрить идеи бизнес-гибкости в реальную практику, стоит начать с установления базовых принципов.

Когда речь идет о разработке программного обеспечения, у нас нет недостатка в agile-практиках: Scrum, Kanban, фреймворки масштабирования SAFe, LeSS, продуктовые техники CJM, Impact mapping и множество других. Когда нужна гибкость на уровне всей организации, оказывается, что простое тиражирование agile-практик из сферы ИТ не работает. Нужен другой подход, который бы рассматривал организацию целостно.

Ряд авторов в своей работе исходили как раз из целостного взгляда на организацию:

Последуем их примеру и сформулируем несколько основополагающих принципов.

Принцип 1 — у денег всегда есть выбор

Этот принцип призывает нас к гибкому управлению портфелем проектов. В традиционных организациях начатые проекты, которые с течением времени потеряли актуальность, довольно редко отменяются. А ведь отмена ненужного проекта высвобождает ресурсы для более важных инициатив.

Можно выделить пару причин, почему это происходит.

Во-первых, успех проекта измеряется по факту его завершения. Если проект выполняется без срыва сроков и превышений бюджета, нет причин его закрывать.

Во-вторых, когда департамент выбил деньги на выполнение проекта, нет мотива возвращать эти деньги обратно, чтобы они послужили на благо всей организации. Лучше сделать проект для своих нужд, даже если он не очень важен для всей компании.

Альтернатива — переходить на оценку создаваемой проектом ценности. Тогда на уровне портфеля нужно ранжировать проекты по ценности и отбирать к реализации те их них, которые создают максимальную ценность за минимальное время. Портфель должен регулярно пересматриваться. Проекты, создающие малую ценность, должны закрываться.

Чтобы принцип работал, нужно пересматривать систему мотивации таким образом, чтобы владельцы ресурсов были заинтересованы в успехе организации в целом.

Проектную методологию также необходимо переделать таким образом, чтобы проектные менеджеры были готовы в любой момент быстро закрыть проект и начать другой. Сейчас же в традиционных организациях для закрытия или открытия проекта может потребоваться пару месяцев. Слишком долго.

Принцип 2 — быстрое принятие решений

Исследование Harvard Business Review показало, что самым важным навыком CEO является способность быстро принимать решения. Решения не всегда будут верными. Важнее скорость принятия решений, чтобы штурвал управления организацией не заклинило в одном положении.

Этот тезис подтверждается опытом. При вождении автомобиля мы постоянно немного сбиваемся с курса. Это не создает проблем, если мы мгновенно принимаем решения и корректируем курс.

Быстрое принятие решений заразительно. Если CEO показывает пример, то навык приобретают и сотрудники организации. Отсюда третий принцип.

Принцип 3 — децентрализованное принятие решений

При эскалации решений наверх руководитель быстро становится узким местом. Из-за нехватки времени, альтернативы и последствия решений анализируются долго. Передача информации сотрудником в виде отчетов или в виде устного доклада неизбежно приводит к искажению. Ситуация напоминает детскую игру в испорченный телефон. Так руководитель принимает решения долго и зачастую ошибочно.

Один ИТ-директор провел такой эксперимент. Он разрешил подчиненным принимать решения самостоятельно, и начислял за это два условных очка. Если решение оказывалось ошибочным, из суммы очков нужно было вычесть одно очко. Таким образом, сумма очков при самостоятельном решении в любом случае нарастала. По сумме очков можно сравнивать самостоятельность сотрудников и делать выводы.

Через пару месяцев эксперимента ИТ-директор принимал гораздо меньше решений сам, у него появилось свободное время, а качество решений в департаменте улучшилось. Сотрудники включились в игру.

Гибкость в первую очередь — это образ мышления. Бизнес-гибкость нельзя просто внедрить сверху вниз, как набор процессов и ритуалов. В гибкости все начинается и заканчивается человеком, поэтому и начинать следует с внедрения принципов, помогающих человеку проявлять гибкость.

Автор: Donna Fitzgerald
Перевел: Сергей Шарпак, директор управления консультационных услуг, PMI PMP
Источник: https://www.projectmanagement.com/articles/510987/Introducing-Business-Agile—Bringing-Agile-to-the-Rest-of-the-Enterprise

Еще по теме


Яндекс.Метрика